Фотокнига: история, документ, объект
Среди авторов и книг-участниц выставки — тиражные издания и книги художника, победители и номинанты российских и европейских фотокнижных конкурсов 2018-2022. Коллекции предоставлены Russian Independent SelfPublished и Домом немецкой книги в Москве.

Это книги Артура Бондаря, Игоря Мухина, Евгения Щемилина, Юлии Бориссовой, Андрея Иванова, Ольги Бушковой, Даши Назаровой, Янины Болдыревой, Ирины Садчиковой и Наты Сопромадзе, Наталии Балуты, Оли Андреевой, Елены Холкиной, Аллы Мировской, Софии Панкевич, Ксении Федоровой, Вальтера Очлона, Эриха Андреса, Вунг Соак Тенг, Сильи Ивет и других.

Организаторы выставки: Галерея PENNLAB, Дом немецкой книги в Москве, Russian Independent SelfPublished. Куратор Алла Мировская.

Создание и выпуск фотокниг в ХХI веке — разнообразная и насыщенная область фотографической практики. Акцент на авторстве, выраженный через приверженность фотографа определенному стилю, смещается в фотокниге к сложным вариантам отбора, группировки и последовательности изображений. Авторство того или иного изображения как таковое становится едва ли не вторичным по отношению к кумулятивному эффекту собранных вместе и определенным способом соположенных образов. Данные образы возникают перед зрителем страница за страницей, а не единовременно, как на фотографической выставке. Фотокнига — это «бумажное кино», материализовавшееся как пространственно-временная форма, сложный объект, имеющий поверхность, плотность, цвет, запах, вес, объем.

История авторской фотокниги уходит корнями в ХIХ век, однако именно сегодня мы можем наблюдать ее расцвет как сферы художественного высказывания. Его обеспечивают развитие цифровых технологий печати, доступность издания книг небольшими тиражами и их распространение самими авторами поверх институциональных барьеров. Во всем мире появляются специальные события — фестивали и ярмарки фотокниг, где медиум предстает во всем своем разнообразии: от зинов, небольших книжечек простой формы в мягкой обложке, до солидных традиционных тиражных изданий и трепетно-тактильных созданных вручную книг художника.

В рамках фестивалей проходят фотокнижные конкурсы, где кураторы, фоторедакторы и издатели выбирают лучших, формируя критерии оценки и понимание фотокниги как медиума.
В отличие от авторской фотографии, которая обитает в пространстве музейных залов, авторская фотокнига скорее живет в библиотеках и разделяет с человеком его интимное пространство, рождая новый кластер коллекционеров — тех, кто ценит книгу как искусство у себя на книжной полке.

О чем же говорит фотокнига со зрителем? Ответ на этот вопрос зависит от самой книги. В пространстве нашей выставки сталкиваются три разных ее типа: книга-история, книга-документ и книга-объект. Границы между ними мерцающие, но все же ощутимые.

Обладая каждая своим художественным своеобразием, все вместе авторские фотокниги создают особое пространство на стыке фотографии, художественной графики, дизайна, полиграфических технологий, современного искусства, кино, скульптуры, истории, науки и культуры.

Алла Мировская

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website