Ирине было 46 лет, когда ее арестовали. Повезло, что у нее была профессия художника. В лагерях на слаборазвитых территориях далеко на Севере, таких как Инта, часто не хватало квалифицированных специалистов. Вот почему многие заключенные, обладающие специальными навыками, были востребованы на гражданских должностях как в лагере, так и за его пределами. Они работали врачами, библиотекарями, художниками и архитекторами, а также строили город. Это помогало им выживать.
Условия жизни в лагере были суровыми, зимние морозы достигали 50 градусов ниже нуля. Одежда и обувь заключённых были в плохом состоянии, еда очень скудная. Пожилым женщинам поручали более легкие работы, молодых и физически сильных заставляли строить канал, прокладывать дороги и убирать снег с улиц зимой. Многие не выжили. Но у истории Ирины Угримовой счастливый конец. Их с мужем освободили из лагерей вскоре после смерти Сталина и реабилитировали. В Москве Угримовым удалось начать новую жизнь с нуля: Ирина работала художником по костюмам в Московском театре Оперетты, а Александр — переводчиком во Внешторге.
В коллекции Ирины много разного: одежда, поздравительные открытки, которые женщины изготавливали и дарили друг другу на дни рождения, Пасху и Новый год; куклы ручной работы; вышитые салфеточки и платочки; рукописная тетрадь с текстами «Виндзорских насмешниц» Шекспира и поэмы Пушкина «Русалка»; рисунки заключенных; а вместе с ними такие обыденные предметы, как ложка и зубная щетка с совершенно истертыми щетинками. Я интерпретировала эти предметы как феномены окружающей репрессивной среды, и в этом смысле все они были одинаково ценны для меня как свидетельства.
Самой эмоционально насыщенной вещью из коллекции Ирины оказалось для меня женское платье с номером на спине. Оно сшито из лоскутков другой одежды, карманы имеют разную форму и цвет. Тем не менее, это элегантно и стильно. Тот факт, что заключенные стремились создать что-то красивое и достойное в условиях крайней нехватки ресурсов, глубоко трогателен. Платье небольшого размера, сшитое для очень хрупкой женщины.
Эти вещи можно рассматривать как художественную практику в условиях заключения. Думаю, она помогала женщинам справляться с тяготами и давлением лагерной жизни, обретать энергию, силу и внутреннюю свободу, сохраняться физически и морально. Я вижу в этих «женских предметах» возможность противостоять несправедливости, унижению и насилию, с которыми сталкивались их создательницы. В темноте чрезвычайно важно нести свет другим — и себе самому.