Москва.Коньково.Перезагрузка
Место как уникальное сочетание географических и культурных координат в личной перспективе
«…обычные «пользователи» города живут «внизу», там, где кончается доступное наблюдению. Они — те, кто ходят пешком, что является элементарной формой этого опыта, чьи тела повинуются всем изгибам городского «текста», который они пишут, не будучи в состоянии его прочитать. Пешеходы пользуются теми пространствами, которые невозможно увидеть; в своем знании об этих пространствах они так же слепы, как любовники, сжимающие друг друга в объятиях. Пути, образующие эти переплетения, неопознаваемая поэзия, где каждое тело является элементом записей, сделанных множеством других, ускользают от возможности быть прочитанными. Кажется, что именно слепота характеризует практики, организующие этот обитаемый город.
Сети этих движущихся, пересекающихся друг с другом видов письма образуют множественную историю, не имеющую ни авторов, ни зрителей, историю, созданную из фрагментов различных траекторий и трансформаций пространств..»

Мишель де Серто, «Изобретение повседневности»
Название «Коньково» ведет свое происхождение от названия одноименной деревни, основанной примерно за три столетия до того, как этот район в 1960-м году стал Москвой.
О том времени сегодня известно мало, поэтому письменная история Коньково фактически начинается с 1970-х, когда здесь появляются первые городские жители.
Мои родители, молодые инженеры-электронщики, были среди них.
Они работали неподалеку в «почтовом ящике» и купили 3х-комнатную квартиру «на вырост» в девятиэтажке рядом со станцией м. Коньково, которой тогда, конечно, еще не было.

Первые впечатления о районе — это огромные заснеженные поля, среди которых как горы в ущелье возвышаются редкие дома.
Ощущение пустоты, растянутости, распахнутости пространства района, как говорил художник, поэт и местный житель Дмитрий Пригов, всегда было сильным и ярким. Иногда — подавляющим, иногда — вдохновляющим, в зависимости от ситуации и собственного настроя. Мне нравилось быть предоставленной самой себе и проводить время на улице: бродить, теряться, отыскивать какие-то особые места, благо территория позволяла.
За последние двадцать лет Коньково изменилось, мое отношение к району изменилось тоже. Появились новые дома, с приходом капитализма — новые магазины, кафе, торговые палатки и торговые центры. Быт стал комфортнее, сам район — теснее, а мои дорожки — функциональнее, в замкнутом треугольнике «метро-магазин-дом». Желание выйти за его пределы и послужило отправной точкой для переосмысления места, которое знаю с детства.

Мне казалось важным задаться вопросами: какие черты определяют образ места сегодня? Что изменилось, а что осталось прежним? Что можно сделать, чтобы Коньково вновь стало для меня близким и понятным? И возможно ли это вообще?

Превратившись в пешехода и наблюдателя за самой собой, своим обыденным окружением, а также за повседневной жизнью района, я вела визуальный дневник с помощью моментального фотоаппарата Instax Wide, составляла азбуку района, делала фотографии и зарисовки, коллажи, ментальные карты местности, разрабатывала пешеходные маршруты и проводила экскурсии.

Серия коллажей-сканограмм с негативами 6х7. Здесь отображается два изобразительных регистра: в одном из них мы видим, как выглядит район, в другом — образы, отсылающие к эмоциональному и чувственному опыту автора, связанному с тем или иным местом Конькова. Изображения созданы вручную и отсканированы.
Artist-book — книга о районе Коньково, созданная вручную в единственном экземпляре на основе моментальных снимков Instax Wide. Это визуальный дневник автора за период февраль—октябрь 2016 г.. Тема дневника — отражение времени через повседневную рутину, линии и циклы повторяющихся домашних микро-событий.
Гербарий района. Серия коллажей, где образцы местной флоры соединены с портретами людей, ставших частью коньковской истории и мифологии.
За время работы над проектом я провела более трехсот часов на улице, исследуя пространство района, изучая его под разными углами, преодолевая стандартный маршрут, стремясь превратить рутину в созидательно-познавательный акт.






Серия рисунков 30х20 см, миллиметровка, цветные карандаши. Здесь фиксируется повседневная жизнь обитателей Коньково, их занятия и привычки.
Чем больше я наблюдала и узнавала о том, как создавался, чем жил район, как он менялся со временем, тем явственнее за панельным фасадом «спальника» проступало что-то иное. Место постепенно открывалось в своей полноте и своеобразии. Теперь я знаю, что можно выйти на прогулку десять, двадцать… пятьдесят раз и каждый раз найти способ проложить маршрут в том же самом месте по-новому.
Видео-документация авторской экскурсии по району 27 июня 2017 года.
Азбука района — это попытка зафиксировать, как отражается история, мифология, память, идентичность места в языке. Как рассказывают о Коньково писатели, поэты, исследователи, местные жители.
11 марта — 26 апреля 2020
Выставка в Центре идентичности галереи «Беляево»

Видео-экскурсия по выставке «Москва.Коньково.Перезагрузка»

Совместный проект КЦ ЗИЛ и Австрийского культуного форума в Москве, март 2020
Выставка «За пределами центра»
Куратор — Симон Мраз
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website