Дом — это закрытое пространство. У дома, в котором находится художественная галерея, или, например, библиотека, есть особая точка входа. Такой дом принимает гораздо больше гостей, чем обычный. Но видят ли гости сам дом? Пространство каждого дома обладает своим характером, задает стиль и уклад жизни. Зачастую этот уклад не осознается как что-то важное. Однако именно он становится объектом внимания авторов проекта.
Каждый дом особенный благодаря людям, которые в нем живут. Но некоторые дома особенные и сами по себе. Они отчетливо вписаны в историю района, города. Или даже в историю страны. Дом по адресу Пересветов переулок, 4к1 — именно такой.
Проект предлагает два взгляда на дом. Снаружи — глазами кураторов, исследователей, художников. И изнутри — глазами его жителей. Можно сказать, что вместе мы попытались показать дом как уникальное сочетание географических и культурных координат в личной и коллективной перспективе.
Район
Раздел посвящен районному и шире — городскому — контексту. Здесь собрана коллекция фотографий, соединяющая его прошлое и настоящее в единый поток. Представлены материалы журнала «Строительство Москвы» за 1926—1928 годы, отражающие историю создания на месте лесов и огородов новой жилой и производственной инфраструктуры Москвы. Архитекторы, планировщики, журналисты и строители размышляют о том, какими должны быть новые районы, новое жилье и мебель в квартире рабочего. С другой стороны, своими впечатлениями о жизни в доме, построенном в 1926 году, с нами делятся его сегодняшние обитатели.
В этом разделе представлены коллекции, памятные предметы и произведения искусства, которыми участники проекта, жильцы дома, украшают свои квартиры. Обычно это закрытая от посторонних глаз область семейной памяти и личного вкуса. Так реализуется представление семьи о прекрасном, а также о ценностях, которыми человек руководствуется в жизни.
Особый интерес в работе над этим разделом вызвала графика художника Михаила Гарасько из квартиры № 23. Автор говорит, что находится в постоянном диалоге с художниками первой волны русского авангарда — с Казимиром Малевичем, Михаилом Матюшиным и другими. Михаил Иванович не проводит прямой связи между своими художественными предпочтениями и архитектурной традицией, в которой построен его дом. Но нам это совпадение кажется важным. Как и то, что жизнь галереи, открывшейся в доме в 1986 году, началась с выставки знаменитого «Клуба авангардистов» (КЛАВА).
Образы дома, семьи и стола тесно связаны. В наше время традиция собираться за большим обеденным столом — когда рядом садятся представители нескольких поколений одной семьи, приглашаются соседи, — постепенно уходит. Но в нашем доме она еще жива. Как в воспоминаниях жителей, так и в повседневных практиках. Поэтому в разделе «Столовая» зрителей встречает коллективный стол, сервированный посудой из разных квартир дома.
Жители выходят в подъезд «подышать», если в квартире накаляется атмосфера. Выпить кофе, помедитировать у высокого окна, глядя на огоньки вечернего переулка, полистать журнал, книжку, газету, выкурить сигарету. Видимо, отсюда возникает желание обустроить это пространство, сделать его уютнее. Появляются коврики, стулья, репродукции на стенах, цветы на подоконниках. С одной стороны, это можно объяснить теснотой в квартирах, нехваткой индивидуального пространства. Но не только. Жительница дома Светлана говорит: «Мой дом — это больше, чем моя квартира».
Подъезд — зона на границе личного и общественного, архитекторы-конструктивисты активно продвигали такой взгляд на межквартирные пространства. Теперь это неосознанно делают жильцы практически любого многоквартирного дома. Одно из любимых мест в подъезде — лестница, ведущая на чердак (вход на него закрыт). Здесь можно обнаружить следы активной жизнедеятельности: пепельницы, сидушки на ступеньках. При этом довольно чисто.
Также важно, что подъезд — это место коммуникации как между самими жителями, например, для обмена книгами и СD c фильмами, так и со внешним миром. Именно через почтовые ящики кураторская группа проекта приглашала жильцов на встречи по сбору материала для исследования и выставки. В почтовых ящиках, являющихся частью данного раздела, посетители выставки могут найти зин-газету «Пересветов 4к1» и унести ее с собой.
Когда-то радио было одним из самых характерных домашних фоновых звуков. И конечно в советское время, до массового распространения телевидения, оно было самым оперативным информационным каналом. Сейчас мы чаще узнаем новости даже не из телевизора, а из интернета. Но люди по-прежнему любят радио и сохраняют его дома. Рационального объяснения этому нет. Также у радио появился «низовой» аналог – подкасты. На выставке «Пересветов переулок, 4к1. Вы находитесь здесь» вы можете послушать по радио несколько рассказов из книги писательницы и местной жительницы Наталии Ким «Моя родина Автозавод». Читает Алла Мировская.